RU
EN

КХЛ

Прерванный взлёт: какой запомнилась погибшая команда «Локомотива»

Источник Известия

«Железнодорожники» впервые проведут официальный матч в день случившейся 10 лет назад трагедии

7 сентября 2011 года произошла самая жуткая трагедия в новейшей истории российского спорта. Примерно в 16 часов мск вблизи ярославского аэропорта Туношна при взлете потерпел крушение самолёт «Як-42». На борту находилась хоккейная команда «Локомотив», отправлявшаяся в Минск на стартовый матч сезона КХЛ против местного «Динамо».

На месте погибли 43 человека — игроки, тренеры, персонал клуба, экипаж. Через пять дней в больнице от полученных ожогов умер хоккеист Александр Галимов. Выжил только инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов. По словам многочисленных людей из мира хоккея, игравших, работавших или просто друживших с погибшими, та катастрофа до сих пор накладывает отпечаток на многих из них.

Гробовая тишина

Трагедия случилась в день открытия четвертого сезона Континентальной хоккейной лиги. Когда самолет из Ярославля в Минск взлетал, в Уфе уже шла стартовая игра чемпионата. Местный «Салават Юлаев» на правах действующего обладателя Кубка Гагарина в рамках Кубка Открытия принимал финалиста предыдущего плей-офф мытищинский «Атлант».

— Находился в своей квартире, мне позвонил знакомый и говорит: «Ты слышал, что «Локомотив» разбился?» — делится воспоминаниями экс-капитан «Локомотива» Алексей Кудашов, покинувший Ярославль за два года до трагедии. — И где я стоял, там и сел. Сразу взял телефон и начал обзванивать всех, кого мог: администратора «Локомотива», весь персонал. Последним позвонил Юрию Викторовичу Лукину (генеральный менеджер «Локомотива». — «Известия»), и он ответил. Оказалось, что он не полетел тем рейсом и остался жив. Насчет остальных я прекрасно представлял, кто может лететь в том самолете. Игроков даже не обзванивал, потому что насчет них было понятно. Но из персонала клуба были несколько человек, которые иногда летали с командой на выездные матчи, а иногда нет. Я им звонил и надеялся узнать, что они или хотя бы кто-то из них в этот раз не полетел в Минск.

Защитник башкирской команды Андрей Кутейкин успел забить первый гол сезона, но он уже никогда не войдет в официальные протоколы. Уже по ходу первого периода до людей на трибунах, а также зрителей, смотревших игру, начала доходить информация о произошедшем с «Локомотивом». Ближе к концу первого периода президент КХЛ Александр Медведев прервал матч в Уфе своим выходом на лед и сообщил о трагедии в Ярославле.

— Мне позвонил один мой знакомый и сообщил о случившемся, — рассказал «Известиям» российский тренер Владимир Крикунов. — Мы в тот момент с «Ак Барсом» готовились к первому матчу. Я тут же начал набирать номер Вани Кривоносова (многолетний помощник Крикунова, отец тренера по физподготовке «Локомотива» Николая Кривоносова. — «Известия»), спрашивать насчет его сына и остальных ребят. Выяснилось, что с Колькой он связывался буквально перед самым взлётом, тот уже находился в салоне самолета, сказал: «Пап, мы взлетаем!», попрощался и отключил мобильный телефон. Для Вани и его супруги это была катастрофа, которую словами не описать. Я с ними встретился уже через несколько дней в Ярославле на панихиде. Коля был отличным парнем, играл у нас с Ваней, немного не получалась у него хоккейная карьера, но, если бы чуть-чуть подождал, возможно, состоялся бы как игрок. Зато нашел себя в фитнесе, бодибилдинге и в результате перешел в тренеры по физподготовке. Улыбчивый парень, настоящий трудяга. Работал у нас с Ваней в штабе, потом проявил себя в «Атланте» и попал в «Локомотив», куда кого попало не берут. Тогда ведь такой профессии, как тренер по физподготовке, не было. Это сейчас у нас есть специалисты по всему, вплоть до завязывания шнурков. А Колька был одним из первых в России, профессионал в своем деле, которых и сейчас не всегда найдешь.

В районе 18:00 по Москве было принято решение отменить продолжение матча между «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом». Зрители еще долго не расходились. В дальнейшем люди, присутствовавшие на «Уфе Арене», не раз рассказывали о гробовой тишине, которая, впрочем, была заметна и по телетрансляции.

Матч «Салавата» с «Атлантом» был сыгран заново 12 сентября, уже после похорон находившихся на борту Як-42 пассажиров. Сыгранные в Уфе 7 сентября минуты, как и все игровые действия, будь то гол и удаления, спустя пять дней не учитывались.

Большинство других матчей, которые должны были состояться 8 и 9 сентября, также были проведены 12-го числа. Утром того же дня скончался единственный выживший член команды «Локомотива» Александр Галимов.

7 сентября, сразу после катастрофы в СМИ пошли слухи, что на борту не было хоккеистов Руслана Салея и Сергея Остапчука. Якобы оба белоруса поехали в родную страну заранее и ждали в Минске остальную команду. Журналисты стали обзванивать друживших с ними хоккеистов минского «Динамо» в надежде, что кто-то из них знает о местонахождении Руслана и Сергея и подтвердит, что они не находились на борту. Но никто этого сказать не мог, а вечером того же дня иллюзии исчезли окончательно, когда фамилии Салея и Остапчука оказались в официальном списке погибших, составленном управлением МЧС по Ярославской области.

— Впоследствии я узнал, что Салея клуб отпустил в Минск, разрешил ему отдельно уехать, — рассказал «Известиям» работавший с Русланом в сборной Белоруссии экс-главный тренер команды Владимир Крикунов. — Он должен был поехать заранее на машине, видимо, отсюда и возникли слухи, что его нет на борту. Но то ли Руслан решил не отрываться от команды, то ли рассчитал, что приедет на машине не сильно раньше, чем остальные прилетят на самолете. В итоге остался и сел вместе с ними на борт. Судьба. Очень обидно это вспоминать. Светлый парень и настоящий профессионал. Я с ним не так много работал, в 2002 году он был в НХЛ, а я в сборной. Салей прилетел к нам на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити и внес неоценимый вклад в то, что мы заняли четвертое место.

Команда мечты

Немало специалистов перешли в «Локомотив» только перед стартом рокового сезона. Главный тренер «железнодорожников» канадец Брэд Маккриммон был знаменитым игроком, одержавшим 1989 году победу в Кубке Стэнли с «Калгари Флэймз». Как тренер он в 2000-е годы ассистировал Бобу Хартли в «Атланте Трэшерз» и Майку Бэбкоку в «Детройт Ред Уингз», а в Ярославле должен был дебютировать как самостоятельный специалист.

Его ассистенты Александр Карповцев и Игорь Королюк начали работу в клубе за год до этого. Николай Кривоносов устроился туда за четыре месяца до трагедии. Одновременно с ним на должность тренера вратарей пришел финн Йорма Валтонен. Он остался в городе поработать с голкиперами из молодежной команды «Локо», что его и спасло.

В межсезонье команду пополнили вратарь Стефан Лив, защитники Роберт Дитрих, Михаил Баландин, Руслан Салей, Карли Скрастиньш, Павел Траханов, нападающие Александр Васюнов, Ян Марек, Сергей Остапчук. Звёздный чех Карел Рахунек провел к тому моменту сезон в «Локомотиве». Как и легендарный словак Павол Демитра. Чех Йозеф Вашичек был в Ярославле с 2008 года.

Остальные были либо старожилами «Локомотива», либо молодежью, только начавшей подтягиваться к основному составу. 20-летние защитник Юрий Урычев и нападающий Даниил Собченко за восемь месяцев до авиакатастрофы стали соавторами легендарной победы молодёжной сборной России на чемпионате мира в Баффало.

Тот состав «Локомотива» многими казался реальным претендентом на победу в Кубке Гагарина. «Железнодорожники» начали подтверждать авансы в августе, когда выиграли в Риге предсезонный турнир — Кубок Латвийской железной дороги.

— Через несколько месяцев после трагедии, когда в Ярославле начали собирать новую команду для соревнований в Молодежной хоккейной лиге (МХЛ), мы встречались с генменеджером Юрием Лукиным, — рассказал Владимир Крикунов. — Вели переговоры по переходу к ним Егора Яковлева, находившегося тогда в системе «Ак Барса». И обсуждали погибшую команду. Вспоминали, как она играла на предсезонке, какой состав собрался, какой тренерский штаб. И понимали, что потенциал у них был колоссальный. Жутко несправедливо, что с ними такое произошло.

Как рассказывала вдова вратаря Александра Вьюхина, он в 2011 году решил остаться в Ярославле, так как видел, что собирается команда, претендующая на чемпионство. Он похоронен в Омске, где провёл лучшие годы карьеры, выступая за «Авангард». Минувшей весной выигравший с «ястребами» Кубок Гагарина молодой нападающий Егор Чинахов привёз трофей на могилу Вьюхина.

— Они с моей мамой были хорошими друзьями, — говорил Чинахов. — Он мне обещал привезти чемпионскую клюшку, постоянно давал поиграть в блин с ловушкой. А в итоге так получилось, что я ему привез Кубок. Думаю, ему было бы приятно.

Капитаном того «Локомотива» был уроженец Ярославля Иван Ткаченко, который всю жизнь провел в родном клубе, за исключением кратковременного отъезда в нижнекамский «Нефтехимик» в 2000–2001 годах. О том, что он занимался благотворительностью, причем тайно, сказано уже немало. Об этом стало известно лишь после его гибели.

— Я пришел тренировать в Нижнекамск сразу после ухода оттуда Ткаченко, мы с ним немного не пересеклись, — отметил Владимир Крикунов. — При этом от оставшихся в команде игроков и тренеров слышал позитивные отзывы о нем как о человеке. Мы даже думали попробовать его вернуть в «Нефтехимик», если не заладится в «Локомотиве». Но Ваня стал настоящим лидером в Ярославле, а его профессионализм и талант воочию удалось увидеть через год, когда мы пересеклись в сборной России на чемпионате мира, где выиграли серебряные медали. Он был настоящим человеком, влюбленным в хоккей и преданным ему без остатка.

В 2011 году «Локомотив» снялся с соревнований КХЛ. 12 декабря возрождённая команда с молодым составом начала выступать в Высшей хоккейной лиге, а на следующий сезон вернулась в КХЛ. С тех пор она провела несколько ярких сезонов, выходила в финал Западной конференции, но пока не добралась до главного трофея. Многие ждут, что это произойдет в стартовавшем сезоне.

— Время лечит, — сказал тренировавший «Локомотив» в 2015–2017 годах Алексей Кудашов. — Но думаю, что та команда всё равно очень надолго останется в памяти. Точно останется в памяти того поколения людей, кто пережил те события, кто через себя в те дни пропустил эту трагедию. Наверное, их дети уже спокойнее будут вспоминать случившееся. Но на тот момент, когда я работал главным тренером «Локомотива», чувствовались последствия той трагедии. Особенно 7 сентября, в годовщину случившегося.

В хоккейном сообществе не раз отмечали, что после 2011 года КХЛ и клубы стали жестче контролировать выбор самолетов и авиакомпаний, с помощью которых перемещались во время выездных серий.

7 сентября надолго стало особенной датой для «Локомотива». Клуб не проводил матчей в годовщину трагедии. И лишь спустя 10 лет его хоккеисты выйдут на лед именно в этот день. Во вторник они сыграют дома с минским «Динамо», в гости к которому их предшественники не смогли добраться в 2011 году.

Последние новости

Аккредитация СМИ на XI конференцию по спортивной медицине в Омске

Клуб

Аккредитация СМИ на XI конференцию по спортивной медицине в Омске

Продолжается продажа билетов на матч Россия - Белоруссия

Клуб

Продолжается продажа билетов на матч Россия - Белоруссия

МАТЧ ГЛАЗАМИ ХОККЕЙНОГО АРБИТРА | Хоккей от первого лица | «Авангард» — «Локомотив» (ВИДЕО)

Клуб

МАТЧ ГЛАЗАМИ ХОККЕЙНОГО АРБИТРА | Хоккей от первого лица | «Авангард» — «Локомотив» (ВИДЕО)

Дамир Шарипзянов: «Самый крутой для хоккеиста плей-офф только тот, который стал победным»

СМИ о клубе

Дамир Шарипзянов: «Самый крутой для хоккеиста плей-офф только тот, который стал победным»

Вернуться наверх
data != null && Array.isArray(data)