Дмитрий Пархоменко: Когда мне исполнилось 16 лет, в Омск меня пригласил Владимир Шевченко
5 сентября 2014 | Источник Спортивная газета
Новокузнецкий «Металлург» приехал в Омск на первый матч чемпионата. Старшим тренером «Кузни» уже несколько лет является Дмитрий Пархоменко, в свое время девять сезонов успешно выступавший в «Авангарде». Мы встретились с ним в фойе гостиницы «IBIS»
«ДВА ЛЕЗВИЯ ПРИВЯЗЫВАЛИ К ВАЛЕНКАМ»
Свой рассказ Дмитрий Пархоменко начал с философского размышления:
- В семнадцать лет я не верил словам, которые по утрам говорили мне за чашкой кофе такие замечательные хоккеисты, как Сергей Гуров и Виктор Архипов: «Дима, хоккей – это очень быстро. Ты не успеешь глазом моргнуть, как все пролетит. Поэтому цени каждый момент в хоккее, наслаждайся им!» Теперь понимаю, как они были правы.
- А все дороги у нас начинаются с детства.
- Конечно. Сам из Прокопьевска. Папа очень любит хоккей и в детстве водил меня на матчи, когда местный «Шахтер» играл во второй лиге. Брал билеты на лучшие места: как раз напротив ворот соперника. Кстати, в последнее воскресенье августа у него профессиональный праздник – День шахтера.
На моей родине до сих пор есть стадион, где раньше просто заливали лед. Было мне тогда лет пять. Помню, там была такая теплушечка, где можно переодеться. Папа меня привел туда, поставил на коньки: тогда два лезвия привязывали к валенкам. Пару лет просто ходил кататься на свежем воздухе. Перед самой школой объявили набор в хоккейную секцию во Дворце спорта «Снежинка», куда меня водили и папа, и мама, и бабушка Клара Николаевна.
До сих пор благодарен своим первым тренерам Василию Калюжному и Александру Гончарову. Они очень много сделали не только для меня, но для многих ребят, для которых хоккей стал делом жизни. Василий Иванович и по сей день работает в Прокопьевске с мальчишками, потому что очень любит свое дело. Считаю его одним из самых лучших специалистов. Калюжный воспитал таких мастеров, как Сергей Зиновьев и Андрей Евстафьев. Наша команда в то время соперничала с ангарским «Ермаком», где играл Сергей Кривокрасов, с которым потом мы подружились.
- В Омск попали позже?
- Да. Когда мне исполнилось 16 лет, в наш город приехал Владимир Шевченко, поговорил с нами и пригласил в Омск. Так я впервые попал в город, который называю своей второй родиной. Со мной приехала группа из восьми-девяти человек. Мы все поступили в институт физкультуры, провели сборы с «Авангардом», и нас отправили опять в Прокопьевск. Но буквально через полгода мне позвонил Леонид Киселев и сказал, что нужен центральный нападающий. Так получилось, что главный тренер сразу начал мне доверять и, что немаловажно, здорово поддерживали местные парни, в то время уже игравшие в «Авангарде» – Юра Панов, Сергей Бердников, Дмитрий Бернатавичюс, Сергей Жеребцов, Игорь Дякив, Костя Маслюков, Саша Вьюхин… Думаю, болельщикам этот состав запомнился хорошо. Коллектив у нас был крепкий, сплоченный.
Главным тренером, как я уже сказал, работал Леонид Киселев. Хочется отметить, что тот путь, по которому я иду сейчас уж в качестве тренера, – большая заслуга Леонида Георгиевича. Для игроков это был и наставник, и отец родной. Он создал нашу команду, как ребенка вырастил, вскормил, охранял ее ото всех. И то, что сейчас имеет хоккейный Омск, он имеет во многом благодаря Леониду Киселеву и его помощникам: Юрию Синюгину, Станиславу Первушину, Владимиру Шевченко и, конечно, прежнему губернатору Омской области Леониду Полежаеву. Это люди, которые не дали тогда погибнуть «Авангарду». Главный тренер, чтобы выжить, продавал сгущенку, масло, привозил наличные в коробках, раздавал. Делал все, чтобы мы могли прокормить свои семьи. Чтобы понять, насколько были очень тяжелые времена, расскажу один эпизод. Когда у меня родился первый ребенок, мы поехали с женой Светланой в магазин и были очень рады, что яйца можно купить поштучно. Дома пожарили картошки, разбили два яйца – вот и весь наш ужин. Вот так жил когда-то «Авангард»! Хоккеисты не такие зарплаты получали, как сейчас. И хорошо, что нам тогда здорово помогали мамы: моя, Наталья Александровна, и жены – Галина Александровна.
- Как жена и дети относились ко всем этим трудностям?
- Считаю, жены хоккеистов сродни женам декабристов: в любую минуту готовы последовать за мужем, куда его отправляют, терпят все невзгоды, детей поднимают. Моя супруга из Прокопьевска. Жили мы на одной улице, дома стояли через дорогу. Так что хорошо знали друг друга. Поженились, переехали в Омск, обустроились, и через год родился первый сын – Костя. И те девять сезонов, что я провел в «Авангарде», считаю одним из лучших периодов своей жизни. У нас еще тогда собака была, немецкая овчарка Грей. Многие ребята из команды ее помнят. Брали ее на все загородные пикники. Жили, как могли, помогали друг другу.
Сейчас у меня трое детей. Старшему уже восемнадцать лет, Константин играет в молодежке – «Кузнецких медведях». Помню как за руку его водил: в три-четыре года на лед ставил. Жаль только времени мало удавалось уделять сыну. Хотя я всегда старался каждую свободную минутку проводить с семьей. Дочке Екатерине – тринадцать, а младшенькому Федору в октябре будет четыре годика. Бегает с клюшкой по дому и, забросив шайбу в ворота, кричит: «Гол!»
- Почему-то у хоккеистов обычно много детей?
- Потому что для нас семья и дети – это все.
«ДВАЖДЫ ДВОЙНАЯ РАДОСТЬ!»
- А как получилось, что вы стали защитником?
- Изначально я был центрфорвардом. А потом подошел Леонид Георгиевич и спросил: «Не хочешь поиграть в защите?» Не знал, что сказать. Решили попробовать. В итоге вторую часть своей игровой карьеры провел в обороне. В то время Киселев очень много со мной работал, учил и благодаря его усилиям меня трижды приглашали на тренировочные сборы в сборную России. Он говорил: «У меня есть молодой защитник и он может стать одним их лучших». Может, где-то в этом плане я доверие Леонида Георгиевича не оправдал. Но тренеры российской команды подбирают нужных им игроков. Сейчас понимаю это хорошо.
- Вспомним первые медали омской команды.
- «Авангард» шел в турнирной таблице вровень с «Салаватом Юлаевым» и набрал равное с ним количество очков. Так что медали вручили обеим командам. Переоценить значение этого события сложно. Но этого бы никогда не случилось, если мы в тот момент мы не держались бы друг за друга, не верили друг в друга, не были единым целым. Здесь все слилось воедино: замечательный тренерский штаб, надежная команда и поддержка всего Омска.
Играл с такой великолепной тройкой, как Игорь Жилинский, Сергей Елаков, Эдуард Поляков, потом Игорь Дякив! Такого хоккея, который я провел два сезона с этими ребятами, такого удовольствия и такого качества игры я потом нигде, никогда не встречал. Они такое творили на льду! Ты просто подъезжал к воротам, тебе давали пас, оставалось отправить шайбу в сетку. Это мастера с большой буквы. А для меня бронза 1996 года – одно из двух самых больших достижений в карьере.
Потом в Омске произошла смена главного тренера, я попал в Пермь, затем Череповец, где мы тоже стали третьими в российском чемпионате. Не последнюю роль в этом успехе сыграла группа хоккеистов, которые до «Северстали» играли в «Авангарде». Это Сергей Бердников, Альберт Логинов, Андрей Расолько, Сергей Шитковский и Владимир Копать. Хочется отметить интересный факт: в год, когда мне удалось в «Авангарде» завоевать бронзовую медаль, у меня родился первый сын. А когда получал бронзу в Череповце, на свет появилась Катюша… Дважды двойная радость! Ну а с 2001 года я сначала играл, а теперь работаю на своей родине в Новокузнецке. Как говорится, где родился, там и пригодился.
- А где сейчас ваши награды?
- Две мои бронзовые медали и грамоты скромно хранятся у родителей. А вот награды сына – в деревне, у родителей супруги. Часто бываем у них. Там лес, тайга. Красота!
«УБИТЬ В СЕБЕ ХОККЕИСТА»
- Сложно для игрока «повесить коньки на гвоздь»?
- У каждого свое время. Но известно, хоккей – это диагноз. Если полюбил его, то на всю жизнь! Найти себя после ухода очень сложно. Хорошо, если есть бизнес или друзья, которые тебе помогут. Период тяжелый для большинства спортсменов. Но для меня этот процесс не явился сильным психологическим ударом. В конце сезона получил довольно болезненную травму. Был выбор: сделать операцию и продолжить карьеру или воспользоваться предложением от главного тренера Александра Китова, предложившего мне стать своим помощником. Я подумал, все взвесил и решил, что все равно когда-то надо будет уходить. Как это будет потом – не знаю. А сейчас есть реальный шанс продолжить заниматься любимым делом. Поэтому принял это предложение.
- Что было самым сложным в начале тренерской работы?
- Об этом точно сказал Андрей Назаров: надо в себе убить хоккеиста. Чем быстрее это сделаешь, тем быстрее перейдешь из статуса игрока в статус тренера. Но поверьте: это очень непросто.
- Поделитесь тем, как тренеры снимают стресс?
- Лично я очень люблю рыбалку и собирать грибы. Изредка удается с семьей сходить в кино. Вот после сборов и турнира в Астане сразу же на следующий день взял жену и младшего сына, прихватили корзины – и в лес. Лисички пошли, белые грузди. Тренеру нужно как-то отвлекаться от всего, где-то побыть одному. Прогулки по лесу снимают напряжение.
- Самый большой рыбный успех?
- Вообще-то для меня больше важен сам процесс. Поэтому летом мы с друзьями уезжаем на рыбалку, сидим у костра, поем песни, ловим рыбу. Душой отдыхаем. Получаем такой огромный запас энергии, что ее на весь сезон хватает!
- В социальных сетях общаетесь?
- Как-то прочитал статью, в которой говорилось: если хочешь быть счастливым, никогда и никуда себя не выкладывай. Мне достаточно общения с друзьями и родными.
- Вы с ребятами из «Авангарда» как-то общаетесь?
- Конечно. Тем более большинство сейчас «при хоккее». Но собраться всем не всегда получалось. А вот случилось горе, и все оказались вместе: гибель Саши Вьюхина и ярославского «Локомотива» нас объединила. Приехали все, с кем мы первые медали завоевали. Мы тогда встретились, провели матч памяти Александра. А на тренерском мостике, как в былые времена, стоял Леонид Георгиевич Киселев… Никто тогда и подумать не мог, что в скором времени приедем на похороны…
Хочется, пользуясь случаем, поблагодарить президента «Авангарда» Владимира Шалаева, главного тренера Раймо Сумманена и начальника команды Бориса Бабаева, которые дали мне возможность после прощания с Леонидом Георгиевичем вместе с «Авангардом» сразу улететь на турнир в Астану.
- Вы часто и в качестве игрока, и в качестве тренера встречались на льду с «ястребами». Интересно играть против практически родной команды?
- У меня всегда к «Авангарду» особое чувство. Люблю Омск, люблю эту команду и СКК имени Виктора Блинова. Там было все наше! Здесь у меня остались настоящие друзья и, конечно же, болельщики, которые до сих пор меня при встрече узнают. Поэтому здесь особый стимул, особый заряд на борьбу. Всегда хочется обыграть омичей!
- Что-то напоследок хочется сказать омичам?
- Хочется сказать спасибо руководству «Авангарда» за то, что в этом городе помнят и чтят ветеранов. А также всем тем, кто ходит на хоккей. Болельщики в Омске – особая категория. Я очень благодарен этим людям, которые всегда нас хорошо принимают, понимают хоккей, уважают игроков. Знают, что хоккеист, выходя на лед, всегда думает о том, чтобы победить, принести радость команде и зрителям, пришедшим на матч.
Марина АРСЮКОВА