Защитник «Омских Ястребов» Николай Захаров: «Мне нравится ложиться под шайбу!»
5 января 2025 | Источник Пресс-служба ХК «Авангард»
Команда называет его «железный» человек и нередко даёт приз лучшего игрока за отвагу – это защитник Николай Захаров. Сейчас он абсолютный лидер среди «ястребов» по количеству заблокированных бросков – с начала сезона на его счету таких уже полсотни. При этом по своему характеру 33-й номер выделяется скромностью и сдержанностью на проявление эмоций, и это всё несмотря на травмоопасность и агрессивный темп хоккея.
Захаров родился в Республике Коми, в городе Ухта. Воспитанник местной хоккейной школы «Беркут». В 12 лет переехал с родителями в Подольск, играл за «Витязь», а через четыре года, вместе с другом Артёмом Зубковым, перешёл в состав омского «Авангарда»-2005. В 2022 году стал чемпионом России, а в 2023 – бронзовым призёром. Контракт с «Омскими Ястребами» подписал в 17 лет.

«Сразу заявил, что буду защитником – это достойно!»
– Был ли выбор в твоём детстве, чем заниматься?
– Мог стать каратистом, но на одно занятие пришёл, заплакал и убежал. Мне все показались какими-то буйными, а я с самого детства был спокойным и тихим. Ещё мог стать фигуристом. Мама поставила меня на лёд в три года, на обычном городском катке. Она в юности занималась фигурным катанием. Брала мне в прокате оранжевые фигурные коньки, они мне очень нравились цветом, и учила разворотам, поворотам. Дядя, брат папы, играл в любительской команде Ухты и всё настаивал, чтобы я попробовал хоккей, даже коньки мне купил.
– А ты сам хотел?
– Мне хоккейные коньки не нравились. Какие-то чёрные, непонятные. Но когда на первой тренировке в «Беркутах» ещё и выдали клюшку, синюю – вопрос был решён, вот она приглянулась! С каждым занятием хоккей нравился всё больше и больше. Сразу заявил, что буду защитником. Дядя играл в защите, и я захотел так же. Считал, что защищать – это уровень, это достойно!
– Опиши, как для тебя начинался путь в «Беркутах». Ты, наверное, катался лучше всех?
– Ухта – небольшой городок, тогда там ещё не было арены с искусственным льдом. Группу набора собирали зимой, на коробке с деревянными бортами под шатром. Вылетел с клюшкой, что-то там пытался сделать с шайбой. Катался намного лучше остальных. Пришла весна, лёд растаял, грустил. Хорошо, что арену скоро построили – мы стали первым годом набора, кто тренировался уже в ледовом комплексе.
– Расскажи о первом тренере.
– Александр Михайлович Семёнов, Царство ему небесное. Многие отмечают моё катание, я считаю это его заслугой. Он был уже дедушка, когда взял нашу группу, и вёл её около пяти лет. Потом его не стало. Это произошло сразу после моего дня рождения, после 3 января. Мы сидели с друзьями и ели торт – и такая новость. Уже не до праздника было. Скучал по нему.
– Ты единственный из той группы, кто прошёл в профессиональный хоккей?
– Да. Для этого было многое сделано, опять же моим дядей. Я единственный заявился сразу на две команды – меня возили в соседний город Сосногорск, их «Парма» в отличие от «Беркутов» играла на Первенстве Ярославля, а не только внутри Республики Коми. И когда мне было 12 лет, дядя нашёл объявления о просмотрах в Ярославле, в «Локомотив», и в Подольске, в «Витязь», и настоял на том, что нужно ехать и пробовать. Родители всё равно планировали переезжать и поддержали эту мысль. Поехали в Подольск.
«Меня поставили в нападение, чтобы убрать скованность»
– Просмотры ты, судя по всему, прошёл?
– Я не ожидал! Желающие приехали со всей России. После льда в раздевалку зашёл Павел Сергеевич Левашёв (ранее – тренер школы «Витязь», в сезонах 2020/2021 – 2021/2022 – главный тренер «Авангарда»-2005) и сообщил, что пройдут только пятеро. Когда называл четвёртого, я уже грустно выдохнул и задумался о Ярославле, и тут: «Николай Захаров»...
Захаров провёл за «Витязь» сезоны 2017/2018 – 2020/2021.
– С тобой в «Витязе»-2005 было много тех, кто потом перешёл в «Авангард»: Зубков, Куликовский, Заикин, Ядыкин, Муханов. Они уже были в команде?
– Нет, все пришли в разное время. Муханов и Зубков, например, уже были. Остальные потом. Но общаться я начал со всеми, кстати, только в «Авангарде». Тогда был ещё более закрытый, чем сейчас, и ходил в основном один. И все ребята жили в общежитии, а я с родителями в квартире.
– Тебе никогда не мешала твоя закрытость на льду?
– Мне казалось, что нет. Но Павел Сергеевич на третий сезон поставил меня в нападение – сказал, что этот эксперимент уберёт мою скованность. Ну вот, голы начал забивать, получалось, очки зарабатывал. Может быть, благодаря этому сейчас могу не только отрабатывать в защите, но и в атаке подключаться иногда.
Сейчас Николай Захаров также является самым результативным защитником «ястребов» – 13 (3+10) очков за 25 игр. Уже дважды в сезоне 2024/2025 его шайбы решали исход матча в овертайме, по этому показателю он находится среди лидеров во всей Лиге.
– Артём Зубков рассказывал в интервью, что многие уехали в Омск, а вы с ним ещё сезон оставались в Подольске. Каким для тебя был тот год?
– Я, честно, рад, что у меня был тот сезон. Главным тренером стал Константин Николаевич Маслюков. Он как-то так по-отцовски взял меня под своё крыло. Павел Сергеевич – нападающий, больше был погружен в эту тему. Константин Николаевич – защитник, он подсказывал много нюансов, доверил лидерскую позицию, создал такую атмосферу, в которой ты ни капли не жалел о том, что все уехали в другую команду, на уровень выше, а тебя не пригласили.

«Ощущал себя лидером, тренер сказал, что это мне поможет в «Авангарде»
– И когда в итоге пригласили? Как тебе Омск?
– Павел Сергеевич позвонил в конце того сезона. Честно, скептически отнесся, мне нравилось в Подольске, но мнение Константина Николаевича было для меня важно, а он сказал, что нужно ехать. Убедил, что сейчас я ощущаю себя лидером, а это мне поможет двигаться в «Авангарде». Собирал вещи, фотографии Омска смотрел, нравился. Потом ещё когда и в Академии оказался – все эти современные залы, ледовые арены стали как дополнительный стимул и вдохновение.
– Получилось стать лидером в «Авангарде»?
– Да, и внутри себя ощущал по-другому. В большинстве начал играть. Первый сезон, 2021/2022, вообще пролетел мигом, финалы России выиграли с 2005 годом, во второй – уже на сборы с молодёжкой отправили, но тот сезон я вспоминать не совсем люблю.
– Почему?
– Он получился каким-то неполноценным. Всё шло прямо хорошо: начал регулярку в «Омских Ястребах», попадал в составы на выезд, провёл 12 матчей... а зимой слёг с аппендицитом. Когда уже восстановился, близилось дело к плей-офф, и меня, понятно, уже никто не рискнул ставить. Завершил сезон за ЮХЛ – тоже шли в плей-офф, надеялись с «Авангардом»-2005 второй год подряд стать чемпионами России, но проиграли «Мамонтам Югры» в полуфинале и ушли на матч за 3-е место. Победили ЦСКА, взяли «бронзу». Тогда нам ещё спустили тех, кто играл с «Чайкой» в финале МХЛ, а они так вообще без настроения были по понятным причинам.
«В молодёжке были мужики, Трикозов не прощал ошибок»
– Какие у тебя впечатления были от коллектива в молодёжке?
– Даже те, кто, например, был старше меня всего на один год, но зашёл в состав раньше, уже смотрелись мужиками. Атмосфера просто такая, что все без исключения становятся там более взрослыми, суровыми. Кого-то тренерский штаб поставил плюс-минус одинаково по возрасту и уровню, а меня... в паре с Антоном Казачком, в звене с Глебом Трикозовым, Павлом Леукой и Артёмом Свищёвым. Ответственность большая! Трикозов не прощал ошибок – ему шайбу не отдашь, потом кричал на меня на лавке. А я просто даже боялся им пас отдавать, боялся ошибиться, промахнуться. И так, и так страшновато было.
– Сейчас ты уже среди взрослых, проводишь свой завершающий сезон в МХЛ. Как ты общаешься с новичками?
– Сейчас чаще всего играю в паре с Пашей Денисовым 2008 года. И он, и я спокойные. Всё время на позитиве, всегда поговорим, обсудим. Вообще считаю, что у нас сейчас классный коллектив. Благодаря установкам Виталия Геннадьевича, отношению самих игроков внутри складывается особая атмосфера – все друг друга поддерживают, постоянно в диалоге, в обсуждении, даже если и поругаемся сначала. Я бы, конечно, очень хотел, чтобы таким составом мы дошли до финала.

«Если боль и повреждения стоят побед, то они того стоят!»
– Вопрос, который наверняка интересует многих: как тебе удаётся не только вытерпеть за игру несколько ударов, но при этом и продолжать не бояться шайб?
– Мне просто нравится ложиться под шайбу! Добровольно! Много! Звучит, может быть, и странно, но именно так я ощущаю, что приношу пользу команде. Особенно в меньшинстве: уже вижу, что противник летит на ворота, анализирую, как может бросить, и принимаю на себя. Да, больно. Я весь в синяках, многие не заживают месяцами. Да, обидно, когда из-за силовой борьбы получаю повреждения. Даже вот в этом сезоне, после выезда в Уфу, пропустил несколько матчей, восстанавливался... Но если это стоит побед, то оно того стоит!
– Есть ли вообще то, чего ты боишься?
– В хоккее – нет. Вне хоккея – пауков.
– К слову о «вне хоккея»: чем ты обычно занимаешься в свободное время?
– У меня всегда в голове хоккей, даже по ночам. Ещё я фанатик деталей. То клюшку обрубаю, то наращиваю. Могу посмотреть видео, как по-разному обматывать, засыпать и думать, какую ленту мне теперь надо купить. Ещё могу обмотать, и если мне не понравится, как клюшка ощущается в руках, то убрать и сделать по новой, и так несколько раз, пока не будет идеально!
– После завершения игровой карьеры, вероятнее всего, задумываешься о тренерской?
– Конечно, я и учусь на соответствующем направлении. В моей голове становление тренером должно происходить постепенно: начать с детского хоккея и двигаться по ступеням выше. Быть детским тренером привлекает. С теплотой отношусь к маленьким детям и сам бы хотел в будущем большую семью.
Больше информации о нашей молодёжной команде – на официальном сайте «Омских Ястребов», в Telegram-канале и группе ВКонтакте.
Пресс-служба ХК «Авангард»