новости

Источник: Allhockey.ru
24 апреля

Китай? Эстония? Швеция? Продвигаться надо в Россию

Китай? Эстония? Швеция? Продвигаться надо в Россию

Источник: Allhockey.ru

Главный редактор AllHockey.Ru Евгений Сафонов – о том, что дальнейшее продвижение КХЛ в Европу лишено всякого смысла.

Очередной клуб для КХЛ хотят создать в Европе. Сначала речь шла о мифическом эстонском "Ильвесе", который собирался запихнуть в нашу лигу хоккейный деятель, которого недобрым словом вспоминают в Ханты-Мансийске. В перспективы прибалтийского проекта мы не верим изначально, эту идею отметаем. Кому нужен клуб без болельщиков, традиций, да и финансовая состоятельность проекта вызывает сомнения.

Возможное вхождение китайского клуба выглядит круто только геополитически. О, Китай, крутая страна, все производят, много денег, ВВП растет как на дрожжах, Америка дрожит. На уровне юношеской восторженности все и заканчивается. А нужно ли это самим китайцам, а хотят ли этого они сами? Да и в конце концов, американцы китайский рынок в баскетболе по-другому захватывали – Яо Мина приглашали, а не клуб создавали. Вопросов пока больше, чем ответов. И в данном случае мы скорее руководствуемся геополитикой (должна же Россия с кем-то дружить), нежели здравым смыслом.

В последнее время активизировались разговоры о создании с нуля шведского клуба "Краунс", который не будет зависеть от шведской федерации хоккея. То есть в КХЛ собираются пройтись по тем же граблям, как это уже было со "Львом", которого создавали изначально в Чехии, перевозили затем в Словакию, вернули в Прагу, но проект все равно благополучно загнулся, даже несмотря на серьезные спортивные результаты – выход в финал Кубка Гагарина-2014.

То есть казалось бы, создавать клуб с нуля, без традиций, болельщиков и вообще без ничего – это уже пройденный этап, однако почти каждый год появляются новые Бендеры, которые "поют песни" о хоккейных Нью-Васюках. В Эстонии, Швеции, Китае. Совсем недавно нам заливали в уши сладкие разговоры о Париже, Милане, о матчах КХЛ в римском Колизее. Все очень круто, но на словах и к реальному рынку и развитию хоккея вообще не имеет никакого отношения.

Теория паневропейской значимости КХЛ была в этой Лиге с самого начала. Для этого же в первый сезон в КХЛ приняли практически три клуба, которые были специально под лигу созданы. Рижское и минское "Динамо" (преемники традиций команд советской эпохи), а также "Барыс". Эти проекты следует признать удачными, хотя и с оговоркой – интерес и спортивные результаты этих команд в последнее время неизменно падают. Но у этих команд все же были и традиции, и более-менее развитые школы. К тому же и болельщики этих стран ментально схожи с россиянами и говорят на одном и том же языке.

Удалось затащить в КХЛ и по-настоящему иностранные клубы с традициями. "Медвешчак" –  из нехоккейной страны, "Слован" и "Йокерит" – напротив, из государств, где хоккей очень любят. Именитые клубы, с посещаемостью никаких проблем нет, спортивные результаты вполне достойные, но что это дало КХЛ? Можем ли мы говорить, что мы вторглись и завоевали рынок этих стран? Спецы из КХЛ обладают, наверное, своей информацией, но мне кажется, что говорить об этом преждевременно.

А с другой стороны, зачем нам нужна эта экспансия в Европу? Разве у нас исчерпаны внутренние резервы для развития? Рейтинги матчей регулярного сезона КХЛ бьют все рекорды? Национальные каналы встают в очередь, чтобы купить телеправа? В городах, где нет клубов КХЛ, расхватывают майки с именами главных звезд Лиги? А три московских клуба играют в огромных дворцах, а за право купить абонементы бьются жители столицы и Подмосковья? Все бы смешно, если бы не было грустно.

Пока все идеи об экспансии очень сильно напоминают троцкистскую теорию о мировой революции, когда на горе всем буржуям надо раздувать мировой пожар. Но и конец у Лейбы Давидовича был не самый приятный, пришлось ему слишком близко познакомиться с альпинистским оборудованием.

Участь экспансивного настроя у КХЛ будет примерно таким же. Чтобы начать что-то экспортировать, нужно добиться максимального качества, а продаваемый продукт должен быть максимально востребован внутри страны, ну или постсоветского пространства. Как бы не критиковали РФПЛ, но топовые матчи этой лиги очень востребованы на российском телевидении, а о скандалах с участием Артема Дзюбы знают люди, далекие от футбола. Матч "Спартак" – ЦСКА смотрят и в Рязани, и в Волгограде, и в Томске, и в Якутске, а вот смотрели ли в этих городах финал Кубка Гагарина – большой вопрос.

Так что прежде чем думать о "Кунь Луне" и прочих диковинных зверях, нужно задуматься о низкой востребованности КХЛ внутри России и понять, почему рейтинги матчей регулярного чемпионата если не ниже плинтуса, то уж точно уступают футболу, биатлону, формуле-1 и прочим соревнованиям.